Гранд-Каньон, плотина Гувера и индейская резервация — необычные экскурсии в Лас-Вегасе

Города

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Загрузка карты…

Загрузка

Плотина Гувера. Идеи и проекты

Черный каньон на реке Колорадо
Черный каньон на реке Колорадо, фото 1871 года

Уже в начале XX века возникла идея о строительстве на реке Колорадо комплекса гидротехнических сооружений.
Необходимость такого решения была обусловлена своенравным «характером» реки (так, в 1905 году после ливневых дождей
Колорадо изменила свое русло, образовав в Калифорнии озеро
Солтон-Си), а также стремлением использовать ее воды для орошения полей и развития
сельского хозяйства в засушливых регионах юго-запада США. С развитием электроэнергетики очень заманчивым стал и высокий
гидроэнергетический потенциал Колорадо.

В 1922 году Бюро мелиорации (подразделение министерства внутренних дел, занимающееся водными ресурсами страны)
представило Правительству США доклад, в котором рекомендовалось соорудить плотину на реке Колорадо в
районе каньона Боулдер (отсюда и первое название проекта — дамба Боулдер). Последующие геологические изыскания показали,
что более подходящим местом для постройки новой плотины является Черный каньон.

В то время существовали серьезные политические препятствия началу строительства плотины. Юриспруденция США знает
немало судебных тяжб между по вопросам использования воды из протекающих по территории нескольких штатов рек. До начала
работ необходимо было достичь компромисса, позволяющего исключить в будущем возможные иски со стороны того или иного
заинтересованного штата.

Именно с этой целью в 1922 году была сформирована комиссия, в которую вошли представители семи
штатов США, по землям которых протекает река Колорадо и ее притоки (Вайоминг,
Колорадо, Юта, Нью-Мексико,
Невада, Аризона и Калифорния). В работе этой
комиссии участвовал также Герберт Гувер, бывший тогда министром торговли в правительстве Уоррена Гардинга, а впоследствии
сам ставший Президентом США. Результатом работы комиссии стало подписание соглашения о
порядке использования водных ресурсов Колорадо.

Следующим препятствием для строительства плотины стал вопрос о финансировании грандиозного проекта. Конгрессмены и
сенаторы от Калифорнии, наиболее заинтересованные в осуществлении проекта, не раз поднимали этот вопрос в
Конгрессе США, но лишь после разрушительного наводнения на Миссисипи в
1927 году и гибели сотен людей в результате разрушения плотины Святого Франциска в
Лос-Анджелесе соответствующее решение было принято.

21 декабря 1928 года Президент США Калвин Кулидж подписал закон, разрешающий строительство «Проекта каньона Боулдер» и
предусматривающий его финансирование. Кроме «главной» плотины, ставшей известной как «дамба Гувера», проектом
предусматривалось строительство ниже по течению Колорадо еще одной плотины — Империал (Imperial Dam), а также
«Всеамериканского канала» (All-American Canal), призванных обеспечить водой чрезвычайно плодородные, но
засушливые земли Южной Калифорнии.

Проект будущей плотины Гувера разрабатывался инженерами Бюро мелиорации США под руководством знаменитого
«конструктора плотин» Джона Сэвиджа, участвовавшего позднее в создании плотины Шаста
на реке Сакраменто в Северной Калифорнии, крупнейшей в США
плотины Гранд-Кули в штате Вашингтон, а также предложивший
проект построенной уже в XXI веке самой большой в мире ГЭС «Три ущелья» в Китае.

Было принято решение о строительстве так называемой «арочно-гравитационной» бетонной плотины, имеющей в плане форму
дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составить около двухсот метров, а на
вершине — всего лишь четырнадцать, причем по плотине предусматривалось автомобильное движение.

Герберт Гувер
Герберт Гувер
Джон Сэвидж
Джон Сэвидж
Джон Сэвидж в Черном каньоне
Джон Сэвидж с группой инженеров изучает место постройки плотины Гувера в Черном
каньоне

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м3
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Плотина Гувера. Строители и строительство

Фрэнк Кроу
Фрэнк Кроу

В июле 1930 года Герберт Гувер, уже будучи Президентом США, выделил из бюджета страны первую часть денег, необходимых
для постройки плотины. В январе 1931 года был объявлен тендер на строительство плотины. Любой желающий мог получить
документацию всего лишь за пять долларов, но каждое предложение от потенциального подрядчика должно было быть
подтверждено залогом в два миллиона долларов США, победитель торгов обязан был представить денежную гарантию в пять
миллионов долларов.

Еще по теме  Способы погашения задолженности по кредиту

Торги выграл консорциум Six Companies («Шесть компаний»), объединивший строительные компании из штатов
Юта, Айдахо, Орегон и
Калифорния. Руководителем строительства был назначен Фрэнк Кроу, опытный инженер, имевший
большой опыт в сооружении плотин. На его счету было несколько важных изобретений, позволявших значительно ускорить
строительство таких огромных бетонных конструкций, какими были плотины.

Плотина Гувера строилась в годы Великой депрессии, а район Черного каньона был очень далек от больших городов.
Лас-Вегас был тогда всего лишь небольшим городком в пустыне, все значение которого определялось проходящей через него
железной дорогой. Но именно Лас-Вегас стал перевалочным пунктом для тысяч безработных со всей Америки, устремившихся на
строительство новой плотины. Уже в 1930 году было начато строительство железной дороги, связавшей Лас-Вегас со
«строительной площадкой» будущей дамбы Гувера.

Проектом предусматривалось еще до начала возведения плотины построить город для ее строителей — Боулдер-Сити. Но с
целью как можно быстрее занять работой большее количество людей Президент США Герберт Гувер распорядился начать работы
уже весной 1931 года, на полгода раньше, чем планировалось.

Город для строителей еще не был готов и люди были вынуждены
жить во временных лагерях, очень плохо приспособленных для жаркого климата Невады. Тяжелые
и очень опасные условия труда в сочетании с отсутствием нормального жилья и все это в условиях ужасной жары (а тем летом
в Неваде температура часто превышала 45°С) — забастовки были неизбежны.

В августе 1931 года рабочие предъявили
администрации стройки ряд требований. Фрэнк Кроу, известный своим очень жестким характером, ответил приказом об
увольнении практически всех работников и распорядился набрать на строительство новых. Лишь в конце 1931 года, когда
строители начали заселять новые дома в Боулдер-Сити, условия их жизни стали улучшаться.

На строительстве плотины Гувера
Очистка стен каньона
Строители дамбы Гувера
Строители дамбы Гувера
Панорама Боулдер-Сити
Панорама Боулдер-Сити, 1933 год
Бурение тоннелей на дамбе Гувера
Один из бурильщиков, прокладывавших тоннели на строительстве дамбы

Сооружение плотины Гувера было очень сложной инженерной задачей. Сначала необходимо было укрепить стены каньона,
обнажив скальные породы, на которые впоследствии должна опереться бетонная арка плотины, и одновременно обезопасив
работающих внизу от падения камней (главной причины несчастных случаев на строительстве плотины). Эти работы выполнялись
скалолазами с помощью отбойных молотков и динамита.

Для того, чтобы осушить место будущей строительной площадки, необходимо было отвести воды реки Колорадо. Были
сооружены две временные, так называемые «кесонные» плотины, расположенные выше и ниже места строительства дамбы. В скалах
каньона пробурили четыре огромных тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны.

Диаметр тоннелей составлял
около семнадцати метров, а после облицовки бетоном — около пятнадцати метров, суммарная длина тоннелей плотины Гувера —
около пяти километров. Строительство тоннелей было начато в мае 1931 года, а уже в ноябре 1932 года в «аризонские»
тоннели направили реку («невадские» бsли запаснsми, на случай паводков). После окончания строительства плотины тоннели
частично заглушили, а частично использовали для сброса воды.

Гранд-Каньон, плотина Гувера и индейская резервация     — необычные экскурсии в Лас-Вегасе

В июне 1933 года, на полтора года раньше, чем планировалось, на строительстве плотины Гувера начались бетонные работы.
Для изготовления огромного количества бетона в Неваде вблизи строительной площадки были построены два завода. Доставка
бетона осуществлялась в специальных емкостях объемом более шести кубометров, каждая из них в заполненном состоянии весила
около восемнадцати тонн. Эти огромные бадьи везли к каньону на специальных вагонах, а затем транспортировали к месту
выгрузки с помощью канатов.

При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания
бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были
проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания
бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.

Заливка бетона на дамбе Гувера
Заливка бетона на дамбе Гувера
На строительстве дамбы Гувера
На строительстве дамбы Гувера
Строительство дамбы Гувера
Строительство дамбы Гувера
Строительство плотины Гувера
Почти завершенная плотина Гувера перед затоплением

Всего для создания плотины Гувера было использовано более двух миллионов четырехста восьмидесяти тысяч кубометров
бетона. Еще восемьсот пятьдесят тысяч кубометров пошло на строительство электростанции и других сооруженний комплекса
плотины. На момент постройки это было самое большое сооружение в мире, созданное человеком.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в
котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-ЙоркаКрайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме
того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе.

Водозаборные башни дамбы Гувера
Водозаборные башни дамбы Гувера

Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50oС, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи.

Еще по теме  Когда выгоднее ехать отдыхать в Египет с точки зрения погоды и цен на туры

Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.

Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе

Саксайуаман

в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода.

Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок.

Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо.

Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

Гранд-Каньон, плотина Гувера и индейская резервация     — необычные экскурсии в Лас-Вегасе

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».

Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.

На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».

Еще по теме  Онлайн-заявка на кредит во все банки Москвы

Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.

Плотина Гувера. Вода и электричество

Франклин Рузвельт на плотине Гувера
Президент США Франклин Рузвельт на плотине Гувера

Строительство плотины Гувера было завершено раньше, чем предусматривалось планами. 30 сентября 1935 года
Президент США Франклин Рузвельт провел торжественную церемонию открытия плотины (хотя
строительство электростанции и некоторые другие работы были завершены лишь весной 1936 года).

Учитывая, что Герберт Гувер был соперником Рузвельта на выборах, неудивительно, что во время нахождения последнего
на посту Президента новая плотина была известна как «плотина Боулдер». Лишь в 1947 году плотине вернули ее название,
утвержденное Конгрессом США еще до начала строительства.

По официальной статистике на строительстве плотины погибли сто двенадцать человек. Считается, что еще сорок два
работника погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей.

Постройка гигантской плотины на реке Колорадо позволила, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечить
орошение полей Южной Калифорнии и устранить угрорзу разрушительных наводнений.
Электроэнергия, получаемая на плотине Гувера дала мощный импульс развитию юго-запада США, в том числе и знаменитому
Лас-Вегасу.

Образованное плотиной озеро было названо в честь Элвуда Мида, бывшего руководителем Бюро мелиорации США во время
проектирования и строительства дамбы Гувера. Озеро Мид — крупнейшее в США водохранилище, оно тянется почти на двести
километров вверх по течению реки Колорадо. Площадь озера — 640 км2, а его объем
превышает 35 км3. В 1964 году озеро Мид получило статус Национальной зоны отдыха
США.

Запуск электростанции на плотине Гувера
Строители плотины Гувера в ожидании торжественного запуска генераторов
электростанции
Генераторный зал электростанции на плотине Гувера
Генераторный зал электростанции на плотине Гувера
Озеро Мид
Дамба Гувера и озеро Мид

Такой необычный объект, как плотина Гувера, не мог не привлечь к себе внимание туристов. Практически сразу же после
окончания строительства, в 1937 году, комплекс плотины был открыт для посещения туристическими группами. С ростом
популярности расположенного неподалеку Лас-Вегаса количество посетителей увеличивалось. В 1996 впервые за год плотину
Гувера посетили более миллиона человек.

Панорама дамбы Гувера

По плотине Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону через Неваду и
Айдахо с Монтаной. Эта дорога соединяет в том числе
Лас-Вегас и Финикс, одни из наиболее быстро растущих городов США. После
трагических событий 11 сентября 2001 года из соображений безопасности движение автотранспорта по дамбе было ограничено,
а для грузовиков — запрещено.

В 2003 году в полукилометре вниз по течению от плотины Гувера было начато сооружение моста
через Колорадо, который называли «Объезд дамбы Гувера». В октябре 2010 года открылось движение по новому мосту,
названному в честь губернатора штата Невада Майка О’Каллагана и известного спортсмена-футболиста из Аризоны Пэта
Тиллмана, погибшего в Афганистане.

https://www.youtube.com/watch?v=F2FMiSYGH9w

Плотина Гувера и сегодня, через много десятилетий после постройки, продолжает оставаться великолепным образцом
инженерного гения проектировщиков, самотверженного труда строителей и одной из самых известных
достопримечательностей Америки.

Панорама плотины Гувера
Панорама плотины Гувера и Мемориального моста Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана

Интересные факты про Плотину Гувера

  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире
Оцените статью
Все о путешествиях
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.