Аппиева дорога в Риме: история создания и описание

Путеводитель

История создания Аппиевой дороги

Дорогу от Рима в юго-восточном направлении начали строить во времена цензора Аппия Клавдия Цека, само строительство проходило в несколько этапов, в период с IV века до н. э. по II век до н. э.

Самый древний участок Аппиевой дороги протяженностью порядка 200 км вел из столицы Италии в город Капуя. После был возведен 40-километровый второй отрезок – до города Беневенто. И третьим сегментом стал путь длиной в 300 км до Брундзии, порта на берегу Адриатического моря, откуда можно было попасть на Балканский полуостров. Там уже начиналась другая римская дорога, Эгнатиева, ведущая в Константинополь.

Официальное название Аппиевой дороги – Via Appia Antica, что в переводе означает Старая дорога. При этом есть и Новая дорога – Appia Nuova, проложенная от Рима к Альбанскому озеру в XVIII веке.

Консул Римской республики Аппий Клавдий вошел в историю именно как создатель самой значимой магистрали, соединившей Вечный город, Капую и Беневент. Вскоре путь был доведен до морского порта Брундизии (Бриндизи). Правда, некоторые исследователи считают, что трасса уже была проложена, а политик лишь приказал качественно ее вымостить.

Военачальника критиковали за то, что он израсходовал почти весь государственный бюджет, однако со временем экономическая целесообразность трассы была подтверждена. Противники Клавдия упрекали его в использовании столь дорогостоящего проекта лишь для своего прославления, и оказались правы, поскольку при упоминании имени Аппия первое, что приходит в голову, – протянувшаяся на 570 километров одноименная дорога. И это несмотря на то что политик внес огромный вклад в развитие юриспруденции и даже литературы.

Возведение известной достопримечательности, процесс строительства которой проходил в несколько этапов, началось в 312 году до нашей эры, а закончилось через два столетия. Римляне установили мильные столбы с указаниями полезной информации для путников, и две величественные мраморные колонны, обозначив конец дороги, и одну из них сейчас можно наблюдать на том самом месте, где ее воздвигли.

Причины появления Via Appia Antica

Историки полагают, что главной причиной для строительства широкой трассы, замощенной огромными валунами, послужила военная необходимость: по ней маршировали римские легионеры, которые отправлялись войну с самнитами. Кроме того, она соединяла столицу с самыми отдаленными регионами государства, чтобы власти могли их контролировать.

Со временем Аппиева дорога в Риме, воспетая в литературных произведениях и запечатленная на живописных полотнах, приобрела огромное экономическое значение: ее создание улучшило торговые связи между Востоком и Римом. А в Средние века магистраль превратилась в священный путь для паломников. Вскоре вдоль тропы войны и торговой артерии стали строиться роскошные дворцы и усыпальницы знатных горожан.

Еще по теме  Симиланские острова описание фото цены карта экскурсии

Памятники

Дорога получила разметки в одну римскую милю, и окончание каждой отмечалось столбом с табличкой, где было выгравировано имя правившего императора. К сожалению, до наших дней дошли только столб у первой мили (копия) и колонна, отмечающая конец пути в Бриндизи.

До II века до н. э. вдоль выстраивались колумбарии богатых семейств Рима, где хранился прах их родственников. А позже, когда ритуал сжигания превратился в ритуал погребения, стали выстраиваться целые некрополи.

На протяжении первой мили вы встретите гробницы Присциллы и Сципионов, принадлежавшую некогда влиятельной семье Рима, склеп Помпония Хила, а также врата Святого Себастьяна.

Вторая миля может поразить катакомбами Святого Каллиста и Святого Себастьяна, гробницами Ромула и Цецили Метеллы.

Во время экскурсии по Аппиевой дороге можно увидеть множество интересных архитектурных памятников на прилегающих к пути территориях. Особенно интересен отрезок между Римом и Беневентом, где расположено несколько легендарных гробниц (ранее на территории города совершать захоронения было запрещено). В число наиболее значимых из них входят гробницы Сципионов и Цецилии Метеллы, а также катакомбы святого Себастьяна.

Строгий контроль и мастерство рабочих

Аппиева дорога в Риме

Трасса с многослойным покрытием, состоящим из камней толщиной около метра, прекрасно сохранилась, несмотря на очень солидный возраст, и даже в настоящее время некоторые ее участки пригодны для эксплуатации. Можно отметить особое мастерство строителей, отполировавших до блеска и тщательно подогнавших друг к другу базальтовые плиты, между которыми не было ни одной щели.

Существует древняя легенда, согласно которой Аппий Клавдий, контролировавший процесс, вставлял тонкое лезвие кинжала между булыжниками, чтобы проверить качество кладки. Как только ему удавалось это сделать, рабочие мостили дорогу заново. Благодаря этому она получилась очень ровная, что делало ее удобной как для пеших путников, так и для колесниц, запряженных лошадями. Строители выравнивали поверхность, а камни укладывали на предварительно уложенные слои песка и гальки.

Любопытно, что средняя часть трассы была приподнятой, и даже после проливных дождей вода стекала на обочину, где рабочие прорыли канавы для ее отвода, и Аппиева дорога в Риме всегда оставалась сухой. Ее ширина, составляющая около четырех метров, позволяла свободно разъехаться колесницам.

Башня-гробница Цецилии Метеллы

Это одна из наиболее древних и крупных родовых усыпальниц около Аппиевой дороги. Она вмещает около 30 захоронений. Первые датируются II в. до н. э., последние – I в. н. э. В главном зале располагались каменные саркофаги с прахом членов семьи, в помещении с нишами для погребальных урн – прислуги.

Еще по теме  Ипотека при разводе супругов: делится или нет?

В данный момент катакомбы Сципионов являются значимой культурной и исторической ценностью, считаясь одним из наиболее выдающихся архитектурных памятников периода Античности.

Эта усыпальница, где захоронена дочь консула, Цецилия Метелла, привлекает внимание необычным архитектурным оформлением. Гробница выполнена в виде круглой башни диаметром около 29 метров и высотой порядка 11 метров. При ее возведении не использовался скрепляющий кладку раствор: применялись только каменные блоки, тщательно подогнанные друг к другу.

Изначально прах Цецилии Метеллы был помещен в саркофаг, установленный в центральной части усыпальницы, но позже его перенесли в Палаццо Фарнезе.

В данный момент этот памятник архитектуры наполовину разрушен, но это не уменьшает его исторической ценности, поскольку он является ярким образчиком древних римских усыпальниц.

Археологический парк

Сегодня дорога, уникальность которой заключается в ее долговечности, имеет статус государственной, и на ее территории находится археологический парк, сформировавшийся в XIX веке. На трассе, участки которой залиты современным асфальтом, можно рассмотреть уголки с неплохо сохранившимся античным покрытием, где оставлены следы древних повозок.

Дорога, где ощущается атмосфера Вечного города

Аппиева дорога в Риме: история создания и описание

Аппиева дорога в Риме, история которой началась до нашей эры, является не только прогулочной, но и спортивной трассой: в 1960 году здесь соревновались олимпийцы, а сейчас проводятся различные мероприятия. В выходные и праздничные дни она закрыта для автотранспорта. Огромное количество экскурсионных программ дает прекрасную возможность туристам познакомиться с античной дорогой и уникальными сооружениями, возведенными вдоль нее на протяжении всего пути от столицы Италии до Бриндизи. Сюда стоит приехать ради того, чтобы в полной мере ощутить атмосферу Вечного города.

Легендарные катакомбы святого Себастьяна

Изначально это было место для языческих захоронений, которое позже стало использоваться христианами. С XI века катакомбы получили название в честь святого Себастьяна, поскольку они расположены неподалеку от одноименной базилики, где хранятся мощи святого.

В самих катакомбах находится крипта святого Себастьяна, где до переноса в базилику хранились его мощи. В данный момент крипта отреставрирована, на части колонны расположен бюст святого Себастьяна работы скульптора Бернини. Сохранились и некоторые языческие захоронения, украшенные фресками.

Престижное место вдоль дороги

Хорошо спроектированная Аппиева дорога в Риме, маршрут которой начинался от Капенских ворот, полностью разрушенных в настоящее время, стала излюбленным местом для захоронений богатых горожан. Дело в том, что на городской территории во времена расцвета великой империи было запрещено хоронить усопших.

И сразу после появления Regina Viarum, что переводится с итальянского как «царица дорог», на прилегающих к ней участках стали возводиться не только погребальные сооружения, но и роскошные виллы, поскольку эти места считались очень престижными. Римская знать строила огромные фамильные склепы, в которых хоронила своих близких, колумбарии, памятные стелы.

С распространением христианства вдоль трассы стали появляться могилы тех, кто принял новую религию. Их хоронили в катакомбах – подземных кладбищах с целой сетью переходов и галерей. Со временем многие памятники разрушились, и их разобрали на стройматериалы. Большая часть античных и средневековых строений, дошедших до потомков, напоминает о былом величии Древнего Рима и его богатой истории.

Еще по теме  Дизайн коротких ногтей гель-лаком фото свежая подборка

Что посмотреть?

Самым любопытным сооружением является каменный мавзолей Цецилии Метеллы, по форме больше похожий на крепость. Из усыпальницы, которая со временем превратилась в военное укрепление, останки дочери великого политика были перенесены в другое место.

Аппиева дорога в Риме – это известный паломнический путь, на котором появился небольшой храм Domine Quo Vadis, перестроенный в XVII веке. Он был воздвигнут на том месте, где встретились Иисус и святой Петр. В легендарной церкви хранится реликвия – копия каменной плиты с отпечатками следов ног Христа. На ней выбито пожелание доброй дороги пилигримам, приходившим сюда помолиться и попросить о благополучном возвращении домой.

Вместо огромного поместья Квинтилиев сейчас можно увидеть лишь живописные руины. Когда-то римский правитель вероломно захватил роскошную виллу, убив ее хозяев. Так сложилась судьба, что император нашел в ней свою смерть – он погиб в резиденции во время заговора.

Усыпальница Сципионов, в которой покоятся члены известного аристократического семейства, была всеми забыта, и только в XVIII веке до нее добрались археологи, а обнаруженные экспонаты находятся в Ватиканском музее.

Вилла Максенция – это бывшая резиденция жестокого императора. Сейчас от нее остались развалины из красного кирпича, а несколько столетий назад это был грандиозный архитектурный комплекс, состоящий из роскошного дворца, мавзолея и цирка. После гибели правителя памятник был разрушен, и только 50 лет назад местные власти задумались о его реконструкции.

Подземные кладбища

На многие километры вдоль трассы протянулись катакомбы Сан-Каллисто, посетить которые можно во все дни, кроме среды. В «городе мертвых» с узкими каменными коридорами и замурованными нишами можно узнать о языческой и христианской культуре подземных захоронений. Это довольно мрачное место, где всегда холодно и царит вечный мрак.

Рядом находятся катакомбы Сан-Себастьяна, и древняя легенда гласит, что в них хранились мощи святых Петра и Павла. Попасть в небольшое подземное кладбище можно только в сопровождении гида, поскольку в темных лабиринтах легко заблудиться.

Оцените статью
Все о путешествиях
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.