Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге Описание история адрес

Предыстория

Предшественником Воскресенского Новодевичьего монастыря стал Смольный воскресенский Новодевичий монастырь, основанный в 1764 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора. Первый кирпич заложил лично Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля1861 года он был освящён.

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Первой игуменьей монастыря была Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцева. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.

Новодевичий монастырь в Москве

3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I . Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

Еще по теме  Лучшие займы под низкий процент

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Западный корпус и Воскресенский собор

За самой городской чертой

Где светится золотоглавый
Новодеви́чий монастырь
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой…

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет.

alt

Западный корпус

alt

Южный корпус

alt

Западный корпус и Воскресенский собор

« За самой городской чертой

Где светится́ золотоглавый
Новодеви́чий монастырь
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой…

»

Воскресенский собор

Купола Воскресенского собора

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Архитектор — Н. Е. Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшают декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн. Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах.

В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке. Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского. Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас. В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Матери Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

alt

Воскресенский собор

alt

Купола Воскресенского собора

Церковь Марии Магдалины

3 июля1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Еще по теме  Инфляция: виды, темпы, причины, уровень инфляции в России

3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора.

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя правившего тогда митрополита Исидора.

В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол. Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами. Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом.

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

Кладбищенская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М. Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена.

Казанская церковь

alt

Казанская церковь

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге Описание история адрес

Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Еще по теме  Ошибка 1025 нет маршрута МТС

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями.

За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.

alt

Вид на церковь с кладбища

alt

Портал

alt

Один из малых куполов

alt

Апсида с куполом

В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу заграничной православной церкви.

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге Описание история адрес

Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Вид на церковь с кладбища

Оцените статью
Все о путешествиях
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.